Обзор Российского кино - редко, но метко!


2011 год можно назвать триумфом российского авторского кинематографа, и в тоже время упадком отечественного коммерческого кино.

В Венеции получил приз Александр Сокуров, в Каннах – Андрей Звягинцев, и высшие награды во многих фестивалях меньшего масштаба получила дебютная картина «Портрет в Сумерках».

В 2011 году российское кино существенно уменьшило долю в национальном прокате почти до 10 процентов, по сравнению с 26 процентами 2010 года. Однако, удивительный парадокс в том, что прошлый год стал триумфом для проектов российских режиссеров авторского кино на мировых экранах.

Драматическая лента «В субботу» Александра Миндадзе, повествующая о первом дне Чернобыльской катастрофы, к сожалению, на взыскала должного внимания в Берлине. Однако в Каннах, несмотря на полное отсутствие российских фильмов в основном конкурсе, картина «Елена» Андрея Звягинцева, вызвала огромный резонанс и завоевала специальный приз еще до официальной премьерыкоторой закрылась секция «Особый взгляд».

Хотя и притчевое, апокалиптическое но в тоже время бытовое кино, стало для многих шоком, ввиду своих стилистических отличий от его двух предыдущих работ – «Возвращение» и «Изгнание».

Всего через месяц после Каннского фестиваля, на кинофестивале в Москве, где обычно не наблюдалось каких-либо неожиданностей и сенсаций, всех поразила комедийная лента «Шапито-шоу», авторы которой Сергей Лобан и Марина Потапова, известные своей альтернативной фантастической драмой «Пыль».

И опять приз, на этот раз серебренный от жюри восхищенной Джеральдины Чаплин, предложившей тандему сниматься в их следующем проекте.

Самый главный и несомненно заслуженный триумф отечественного кино состоялся в Венеции. Картина Александра Сокурова «Фауст», завершающая его тетралогию о людях власти, снятая по мотивам староевропейского мифа с участием немецких актёров в Германии, получила «Золотого льва» от жюри Даррена Аронофски. Во всеобщей радости, не много кто обратил внимание на другого участника Венецианского фестиваля. Дебют Ангелины Никоновой – провокативная эротическая драма «Портрет в сумерках», с Ольгой Дыховичной в главной роли. Успех Ангелины Никоновой поставил даже не точку, а восклицательный знак в финале 2011: награды, в том числе главные, на десятке мировых фестивалей. Режиссер считает свою картину не специфически российской, а универсальной.

«Картина не о Ростове-на-Дону, и картина, в принципе, даже, наверное, и не о России. Это картина об очень разных мужчине и женщине, о женщине из центра и мужчине с окраины. Это картина о равнодушии, о любви, о жестокости, о мести, о страсти. И это все вещи международного формата», — комментирует Никонова.

Что ж, желаем всем отечественным авторам в Новом году — снимать фильмы не для себя, а для всех. А зрителям  — оценивать их творения по достоинству.

7 комментариев:

  1. Да,2011 год был действительно насыщен классными отечественными фильмами, чего не скажешь про 2012-й...Много сериалов, а полноценных фильмов-шедевров очень мало...увы

    ОтветитьУдалить
  2. Очень любопытная и информативная статья! Лично я считаю, что повышение международного престижа российского авторского кино в минувшем году объясняется тем, что значительное количество талантливых режиссёров решили создать картины в этом жанре. Ну, а что касается ослабления позиций отечественного коммерческого кино… Думаю, это просто временный спад деловой и творческой активности отечественного кинематографа, в наше время периодически наблюдающийся в киноиндустрии практически всех стран.

    ОтветитьУдалить
  3. Ничего не слышала про описанные выше фильмы. Наверно, они для широка зрителя слишком хороши и на них никто не пойдет.

    ОтветитьУдалить
  4. Может и выигрывают российские режиссеры престижные премии, но в кинопрокате я так и не вижу улучшения

    ОтветитьУдалить
  5. Я думаю, что Чернобыльская катастрофа, при всей ее трагичности вложила немалый вклад в развития российского кино

    ОтветитьУдалить
  6. Я считаю, что пока в России не научились делать коммерческое кино. Поэтому триумф только в авторской кинематографии, где смысл больше философский, а не развлекательный.

    ОтветитьУдалить
  7. На эту тему можно говорить.Думаю,что раньше фильмы снимали лучше.В них был смысл.А сейчас что.Одни сериалы,да какие.Фу!!!!Смотреть не охото. Ведь могут когда захотят.Зачем тратить деньги в пустую.

    ОтветитьУдалить